Описание программы.

Программа «Прививка от наркотиков» рассчитана на категорию детей младшего школьного возраста совершенно не случайно. Детство – важнейший период в развитии личности человека. Усвоенные в этот период ценности, установки, модели поведения во многом определяют поступки взрослого человека.

Предрасположенность к аутодеструктивному поведению закладывается в детстве, задолго до начала употребления алкоголя и наркотиков.

Настоящая программа профилактики ПАВ разработана с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, периода, названного В.В. Зеньковским периодом «второго детства» (7-10 лет).

Именно в этом возрасте ребенок подходит к более строгому разделению двух сфер (игры и действительности). Формируется новая установка в отношении к миру. Мир, в сознании ребенка, независим от фантазий, творчества, суровый, требующий к себе приспособления. У детей рождается интерес к действительности, на первый план выступает позиция намеренного и планомерного приспособления, т.е. познания.

На этапе становления жизненных установок, выбора ориентировок, ребенку особенно необходима помощь и поддержка.

Программа «Прививка от наркотиков» - реальная помощь детям в ситуации выбора, средство привития стойкого иммунитета к негативным проявлениям окружающей действительности.

Неслучайно, таким средством стал театр. Интерес к театральной игре дети проявляют очень живо и именно через искусство, на наш взгляд, можно эффективно воздействовать на эмоциональную сферу ребенка, помочь ему в активной адаптации в окружающем мире.

Важно отметить и то, что в период «второго детства» процесс подражания становится сознательным и систематичным.

Программа «Прививка от наркотиков», в обязательном порядке, включает в себя принцип сотворчества детей и состоит из нескольких этапов:

1этап – подготовительная беседа с детьми (проводимая педагогом, психологом по специально разработанному методическому пособию), которая должна проходить в информативно-игровой форме. Тема беседы «Здоровый образ жизни и вредные привычки» - это анализ отношений ребенка и окружающего мира, отношение ребенка к своему здоровью и здоровью своих близких. Беседа построена с учетом возрастных особенностей детей, включает в себя игровые моменты: игра «Токсины и витамины. Кто победит?», моделирование ситуации выбора на примере отказа от предложения (искушения) попробовать незнакомое вещество, закурить и т.п. Групповая терапия дает возможность детям выбрать, наиболее приемлемый для каждого, вариант отказа в ситуации, связанной с предложением употребления ПАВ. Беседа проходит в обстановке доверия, взаимопонимания, демократичности. По окончании беседы детям предлагается выполнить творческое задание – нарисовать плакат или рисунок (самому, с друзьями или родителями, близкими людьми), пропагандирующий здоровый образ жизни и дискредитирующий вредные привычки.

Image

2 этап – ключевой этап программы - просмотр спектакля театра «Куклы и Люди» «Когда часы бьют 12…». Спектакль помогает воздействовать на эмоциональную сферу ребенка, разбудить в детях лучшие порывы и чувства: сопереживание, сострадание… Сказка, сама по себе, является непосредственным отображением психических процессов коллективного бессознательного, а потому, ее значение особенно велико и ценно в детском возрасте. Значение сказки заключено в совокупности мотивов и смыслов, которые объединены ходом развития сюжета. Дети во время просмотра включаются в игру, пытаясь изменить ход событий, активно реагируют на происходящее на сцене… Сказка побуждает к мыслительной деятельности, эмоциональному раскрытию юного зрителя…

3 этап начинается сразу после спектакля, когда дети максимально эмоционально раскрыты. В работу включается психолог и очень осторожно, деликатно начинает с детьми разговор, выстраивая цепочку событий и акцентируя внимание детей на ключевых моментах спектакля. Цель беседы – переход от подсознательного к сознательному. Практика показала, что проведение беседы после спектакля очень облегчает задачу закрепления позитивных жизненных установок. Дети самостоятельно проводят параллели между сказочными событиями и жизненными ситуациями. Они называют злыми эликсирами никотин, алкоголь и наркотики… Названия этих веществ, отравляющих человеческую жизнь, они произносят сами, что, само по себе, означает, что наши дети знают о ПАВ достаточно хорошо. Беседа завершается прочтением детям напутствия взрослых, которые озабочены судьбой будущего, очень любят детей и желают им здоровья и счастья. Детям раздаются книжки-раскраски, выполненные по мотивам сказки «Когда часы бьют 12…», где дети должны выполнить творческое домашнее задание – раскрасить картинки, изображающие ключевые моменты сказки. Но сказочная история не завершена, и детям предлагается самим дописать финал и спасти мир от зла (эликсира, который не уничтожен). Заканчивается «домашнее творческое задание небольшой по содержанию анкетой, позволяющей нам судить о результатах проведенной работы. Результат обработки анкет – ключ к последующей профилактической работе.

Программа «Прививка от наркотиков» позволяет решать задачи первичной профилактики употребления ПАВ детьми и подростками, средствами комплексных мероприятий: бесед, игровых ситуаций, приобщения к миру искусства, творческих заданий. Программа имеет ярко выраженный психотерапевтический эффект.

 

 
     
Rambler's Top100   2007©«Куклы и люди»
design©EVS